Почему террористы активизируются именно в Южном Дагестане?

2009-09-17

Напомним, что в последнее время Южный Дагестан, ранее считавшийся относительно «спокойной» частью этой республики, все чаще становится ареной борьбы с террористическим подпольем. Так, в ночь на 14 сентября на автодороге в Дербентском районе http://www.regnum.ru/news/1205106.html были уничтожены три боевика, вступившие в бой с сотрудниками правоохранительных органов после того, как те попытались остановить их автомобиль для проверки документов. Информация о столкновениях с участниками экстремистского подполья регулярно стала приходить с юга Дагестана с начала лета.

«Главная особенность южного Дагестана — слабость там неэкстремистского ислама, прежде всего — традиционного для Дагестана суфизма. Наиболее авторитетные суфийские шейхи проживают и проповедуют в центральном и северном Дагестане, где у них десятки тысяч учеников (мюридов). С другой стороны, именно на юге известны попытки создать так называемые “мирные ваххабитские общины”, наиболее влиятельная из которых базировалась в поселке Белиджи близ Дербента,» — отметил Шахбанов. Суфиский ислам рассматривается сегодня в Дагестане как основной противовес ваххабизму. Сторонники суфизма всецело контролируют деятельность Духовного управления мусульман Дагестана и постоянно заявляют о своем взаимодействии с властями республики.

На вопрос ИА REGNUM Новости, не было ли связано появление «мирного ваххабизма» с деятельностью бывшего министра по делам национальностей и информационной политике Дагестана Загира Арухова, Шахбанов отметил, что «это была одна из причин». (Загир Арухов, уроженец поселка Белиджи, возглавил Миннац Дагестана в октябре 2003 года, был убит в Махачкале мае 2005 года. Автор ряда религиоведческих исследований, в том числе монографии о ваххабитском духовенстве Саудовской Аравии; согласно некрологу, опубликованному после его гибели в газете «Молодежь Дагестана», являлся полковником ФСБ.)

«Мирный ваххабизм перестал быть мирным после конфликта, который произошел в 2005 году в главном городе Южного Дагестана Дербенте, — продолжил Шахбанов. — Тогда в одной из главных дербентских мечетей, Джума-мечети, произошла драка между сторонниками Сиражутдина Хурикского — самого известного суфийского шейха Южного Дагестана, и сторонниками имама (предстоятеля) этой мечети, чьи позиции были ближе к ваххабитским. Именно это дало толчок развитию радикализма. Сейчас авторитет суфийских учителей веры подрывается на юге Дагестана еще одним важным обстоятельством. Дело в том, что в Дербенте исторически проживает большое количество азербайджанцев, по вероисповеданию большинство из них — шииты (шииты и сунниты — два течения в исламе, отделившиеся друг от друга еще в 7 веке; абсолютное большинство этнических дагестанцев, в том числе последователи дагестанских суфийских шейхов — сунниты — ИА REGNUM Новости). И сейчас в Джума-мечети укрепляется шиитское влияние. Местные сунниты, далекие от ваххабизма, считают, что местные суфийские шейхи, чей авторитет они признают, слишком пассивны в вопросах, связанных с древнейшей мечетью Дербента. Это также осложняет позиции традиционного дагестанского ислама на юге региона».

Напомним, что незадолго до боестолкновения в Дербентском районе, 11 сентября, сотрудники спецназа вступили в бой с участниками незаконных вооруженных формирований в южном Табасаранском районе, четыре бандита были ликвидированы. Ранее 10 августа в Дербенте прогремело сразу два взрыва: первый взрыв произошел на пути следования автомашины с пограничниками, в результате него один военнослужащий погиб, еще один был ранен, а второй взрыв, унесший жизнь одного милиционера, прогремел возле райотдела милиции. 30 июня в результате нападения на ОВД Дербента один милиционер погиб и 14 были ранены.




Новости
RSS
Республика Дагестан
Махачкала
География и климат
Экономика
История
Культура
Крупные города
Органы власти
Обратная связь
Каталог компаний







Яндекс.Погода


.