Максим Шевченко: дорогу Махачкала - Дербент в Дагестане называют "дорогой смерти"

2009-11-06

Восемь человек погибли. Другие пассажиры доставлены в больницы с тяжёлыми травмами. А на Ставрополье пассажирский автобус на огромной скорости вылетел с дороги из-за лопнувшего колеса. Четыре человека погибли, более десяти пострадали. В обоих случаях уже установлено, что водители ранее не раз нарушали правила дорожного движения. О ситуации на кавказских дорогах в эфире радио «Вести ФМ» рассказал член Общественной палаты Максим Шевченко.

— Максим Леонардович не так давно был в регионе. Вы были в Дагестане, Максим Леонардович. Здравствуйте!

— Здравствуйте!

— Скажите, пожалуйста, вот ситуация с дорогами на Кавказе, насколько я понимаю, выделяются деньги, дороги ремонтируются, то есть на Кавказе достаточно внимательно в этой проблеме относятся. И, тем не менее, день за днем происходит одно и то же. С чем вы это связываете?

— Ну, во-первых, я связываю с тем, что дороги совершенно не ремонтируются, я не знаю, откуда такая информация. Конечно, в зависимости от республики. В Чечне, допустим, Рамзан Кадыров сделал прекрасные дороги европейского уровня. Не хочу никого перехваливать. А вот в Дагестане дорога Махачкала — Дербент — ее называют «дорогой смерти». Это две колеи встречные, вот именно колеи — не полосы, а колеи, настолько эта дорога разбита, по которой потоком идут машины в обе стороны, фуры груженые, со средней скоростью километров от 80 до 120 километров. Дорога узкая, разбитая. В этом потоке лихие разные ребята на таких быстрых, юрких машинах вдруг начинают обгонять справа, слева, с любой стороны. У кавказца же сердце горячее, и никто не может ждать. На этой дороге гибнет народу в год по тысяче человек, говорят. Ну, в общем, очень много людей. И в некоторых республиках дороги просто вызывают странное ощущение, странные чувства. А ведь когда-то это была федеральная трасса Ростов — Баку. Не просто федеральная, а трасса союзного значения, причем с азербайджанской стороны, где такая проблема была несколько лет назад, до границы с Дербентом, до Сулака доведена современная трасса с раздельными полосами, между которыми есть разделительный барьер, которые не пересекаются между собой, по которой машины могут достаточно быстро ехать. А вот с российской стороны — просто позор. Ну а то, как на Кавказе водят, и эта манера, кстати, иногда и сюда переносится, на улицы наших городов, это просто не поддается описанию. Стоит человеку завести машину с мощностью двигателя больше 3,5 литров, какой-нибудь «Лексус» или «Ленд Крузер», он считает, что ему сам черт не брат. Что его все должны пропускать, что на поворотах он вообще не обращает внимания на помеху справа или слева, что на красный свет он обязательно должен проехать или заехать как-то вперед. Это, кстати, касается не только Кавказа, это хамство людей на таких дорогих автомобилях, оно и здесь, в России, в достаточной мере распространено. Это такое ослепление и наглое, скажем так, поведение буржуазии, я бы так сказал.

— Максим, но в данном случае речь идет не о буржуазии. Речь идет в Буденновске о водителе автобуса, пассажирского, рейсового, а в Кабардино-Балкарии речь идет о пассажирском «Соболе».

— Это все частность. Я вот вам говорю, как в целом там атмосфера. Все водители, во-первых, Буденновск — это, конечно не Кавказ, Ставропольский край, скажем прямо. Но вообще водители на Кавказе при таких дорогах жутких, которые там есть, и еще полагают себя вправе быть такими джигитами. У них ощущение, что под ними находятся на 150 лошадей, заключенных в мотор, а вот реальных 150 лошадей, которых обязательно надо взнуздать. В общем, я считаю, что это очень опасная атмосфера и что никакая контртеррористическая операция не унесла столько людей, столько жизней, людей, погибших вообще не понятно, почему и за что, сколько вот эта манера так себя вести на дорогах. Но манера езды на богатых автомобилях — это тоже манера, которая является серьезной проблемой и аварийной проблемой в нашей стране.

— И еще вопрос. Тогда же, 6 августа, Дмитрий Медведев говорил о том, что обязанность организации дорожного движения возложена на органы исполнительной власти. И результаты проверок, которые проводило контрольное управление президента, показывают, что «организацией дорожного движения на межмуниципальных и муниципальных дорогах фактически не занимается никто». Вот сейчас Чечню вы отметили и по Дагестану сказали. Что там, действительно настолько плачевная ситуация? Почему этим не занимаются?

— Ну, в Чеченской республике все всем занимаются. Там, по крайней мере, вот я там бывал, говорят, сейчас гаишники не берут взяток. Еще раз говорю, это дороги почти европейского уровня. По крайней мере, от Гудермеса до Грозного через Аргун — это дорога очень современная, даже с проблесковыми этими есть, такими маячками вдоль дорог, как во Франции или где-то еще. Что касается Дагестана или, тем более, Калмыкии еще. Калмыкия — это вообще просто место самое зловещее для водителей. Каждый, кто ездил через Калмыкию, знает, что без взяток, без поборов, без несправедливого отношения к водителю там просто нельзя проехать. В Дагестане, в какой-то мере, это тоже развито, вообще на Кавказе это повсеместно.

— Калмыкию или Кабардино-Балкарию вы имеете в виду?

— Калмыкию я имею в виду. В Кабардино-Балкарии тоже, знаете, милиция любит выставляться такими постами по 10-12 человек и просто всех останавливать. А там, где надо движение регулировать с помощью радаров, с помощью контроля движения машин, значит, ГИБДД вдоль дороги — там их просто нету. То есть автоинспекция на Кавказе занимается зачастую просто сбором материального ресурса с водителей, а не регулировкой дорожного движения. Ну, на мой взгляд, на Кавказе просто эта ситуация более остро, знаете, в силу темперамента. Но такая ситуация повсеместно по стране. Но, честно говоря, я не очень понимаю, как органы муниципальные могут регулировать дорожное движение повсеместно. Наверно, на каких-то локальных, муниципальных дорогах могут, а на федеральных трассах, по которым идет основной поток машин, мне кажется, это все-таки дело, по крайней мере, региональных каких-то органов — организовывать нормальное движение. И федеральных.




Новости
RSS
Республика Дагестан
Махачкала
География и климат
Экономика
История
Культура
Крупные города
Органы власти
Обратная связь
Каталог компаний







Яндекс.Погода


.