Президент Дагестана Алиев: мы изменили идеологию и философию власти

2008-02-27
Народное собрание Дагестана в феврале 2006 года учредило должность президента республики и наделило этими полномочиями на четырехлетний срок Муху Алиева. О социально-экономических и политических преобразованиях, произошедших в республике за два года своего пребывания на посту главы Дагестана, Муху Алиев рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту РИА Новости Декабрю Бейбутову.

- Два года - это половина срока полномочий, отведенного президенту Конституцией Дагестана. Муху Гимбатович, перейдя недавно этот рубеж, как вы оцениваете степень выполнения стратегических задач в области социально-экономического развития и обеспечения безопасности в республике?

- Можно сказать, что в целом мы идем по пути успешного решения основных задач, сформулированных в посланиях президента Народному собранию республики. Напомню, что очень кратко их можно определить тезисом - обеспечить безопасность и благополучие дагестанцев.

Чего мы добились за два года? В плане безопасности: в 2005 году в Дагестане было совершено 47 терактов, в 2007 году - один. В прошлом году зафиксировано меньше убийств и похищений людей, чем два года назад.

В плане благополучия: 2005 год республика завершила с долгами по зарплате, социальным выплатам и иным бюджетным обязательствам, превышавшими 500 миллионов рублей. Более чем на один миллиард рублей не были выполнены установленные задания по сбору налогов. Среднемесячная зарплата составляла 3 659 рублей.

Что же изменилось за два года? В 2007 году налогов в бюджет поступило в два раза больше, чем в 2005 году, что позволило полностью погасить все долги предыдущих лет. Регулярно, в соответствии с федеральным законодательством, повышалась зарплата учителям, врачам, другим работникам бюджетной сферы, а также государственным и муниципальным служащим. В 2007 году размер среднемесячной зарплаты составил 5 670 рублей, денежные доходы на душу населения - более восьми тысяч рублей. В течение двух лет более 200 миллионов рублей выделено на организацию горячего питания учащихся начальных школ. Введено в строй более 795 тысяч квадратных метров жилья, решены вопросы обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны.

- Чем Вы объясняете такой прогресс?

- Решать эти и другие социальные вопросы удавалось потому, что устойчиво стала развиваться экономика республики. Отмечу, что по динамике роста основных социально-экономических показателей мы теперь находимся в лидирующей группе субъектов в Южном федеральном округе. Особенно заметны изменения в инвестиционной политике: если за счет всех источников финансирования инвестиции в основной капитал в 2005 году составляли около 27 миллиардов рублей, то в 2007 году - более 56 миллиардов рублей, то есть выросли более чем в два раза.

По инвестициям на душу населения мы превзошли средние показатели по ЮФО. Впервые в республику пришли крупные частные инвестиции. Это подтверждает, что жизнь в республике становится более безопасной, улучшается и благосостояние людей.

При этом нам предстоит продолжить работу по ликвидации отставания от многих средних показателей социально-экономического развития по ЮФО и России, принять стратегию развития Дагестана до 2020 года, утвердить схемы территориального планирования. Для реализации этих долгосрочных задач очень важно, как мы поработаем в этом году. Сегодня мы четко определили показатели, на которые республика должна выйти к концу года - создание новых рабочих мест, повышение зарплаты, сокращение бедности, декриминализация экономики, реализация приоритетных национальных проектов. Под особым контролем будут вопросы административной реформы и развития институтов гражданского общества.

- Инвесторов из России и зарубежья могут сдерживать опасения, связанные с безопасностью. Какая работа ведется в этом направлении?

- В Дагестане сегодня для инвесторов условия не хуже, чем в любом другом регионе. Ситуация здесь за последнее время существенно изменилась. Об этом свидетельствует и то, о чем я говорил, отвечая на предыдущий вопрос. А вопросы, подобные этому, возникают в основном потому, что многие в центре и в самой республике не хотят видеть, что сегодня обстановка в Дагестане другая. В центре - во многом потому, что продолжают судить по сформировавшемуся ранее имиджу Дагестана как источника "горячих" новостей, а внутри республики это в основном "упражнения" тех, кто отстранен от власти. Что же касается инвесторов, то они идут и будут приходить. "Нафта-Москва", "Европа-Инвест", группа "Альянс" - это не такие компании, которые работают там, где невыгодно.

- В своих выступлениях Вы оцениваете коррупцию как "главную болезнь в обществе". С ее искоренением связана проводимая вами кадровая политика, в частности, "омоложение" высших эшелонов власти. Расскажите подробнее об этих процессах.

- Да, за последние два года произошли серьезные изменения в органах власти. Так, значительно обновился состав правительства и парламента, сменились главы муниципальных образований и главы администраций в более чем двадцати районах и городах. С прошлого года на государственную службу люди принимаются только по конкурсному отбору. В основе этих перемен - стремление повысить эффективность органов власти, качество представляемых гражданам государственных услуг, ликвидировать издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, дублирование в работе органов власти, ориентировать все кадры на достижение конкретных результатов.

Особое внимание уделяется информационной открытости власти. Например, два года назад действовал лишь Интернет-сайт правительства республики, теперь работают сайты президента Дагестана, Народного собрания, ряда министерств. Открылись электронные представительства и некоторых муниципальных образований, представители органов власти чаще выступают в СМИ. Это направление работы будет приобретать все большее значение.

Коррупция не была бы такой проблемой в обществе, если бы обеспечивался принцип неотвратимости наказания. Это зависит от качественной работы правоохранительных и судебных органов. В 2006-2007 годах прошли судебные процессы, в результате которых к реальным срокам заключения приговорены те, кто ранее считали себя "неприкасаемыми" - главы некоторых муниципалитетов. Думаю, вы согласитесь со мной, что нужна широкая общественная поддержка антикоррупционных мер в форме гражданских инициатив, проведения общественных расследований, роста независимости СМИ.

- Вы известны не только как государственный деятель, ученый, но и как идеолог гражданского общества в Дагестане. Довольны вы ли процессами развития гражданского общества в республике?

- Развитие гражданского общества не может осуществляться без трансформации социальных институтов за счет повышения правовой культуры граждан. Естественно, подобный сложный процесс не может идти просто.

Первоначально акцент делался на привлечении внимания самой общественности к данной проблеме. Парламент республики провел три конференции, пригласив научное сообщество к обсуждению вопросов теории и практики гражданского общества.

Позднее стали осуществляться практические шаги - это и проведение Народным собранием конкурса среди некоммерческих общественных организаций "Программа реальных дел", учреждение координационного центра при президенте республики по проблемам формирования гражданского общества, создание Общественной палаты, Экономического совета и ряда других структур, призванных обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан и власти в решении вопросов развития.

В 2007 году учреждены гранты президента Республики Дагестан, часть которых пойдет на поддержку общественных организаций. Можно привести и другие конкретные примеры действий по поддержке институтов гражданского общества, но говорить о значимых результатах пока рано, они заявят о себе позднее.

- И вопрос личного характера: какой совет дал бы гражданин Алиев президенту Алиеву?

- У президента Дагестана огромная ответственность перед народами, проживающими в республике, перед президентом России, перед всем государством. Конституцией республики на него возложены большие полномочия, для их выполнения он должен уметь принимать правильные решения, в том числе и непопулярные, когда в этом возникает необходимость.

Дагестан - это очень сложная республика. Здесь накопилось много актуальных экономических, социальных, национальных, конфессиональных, экологических и других проблем. У нас достаточно сложный политический ландшафт, существуют разные политико-финансовые группы, этнические кланы, есть и полукриминальные, коррумпированные силы, преследующие свои интересы. Есть снятые с работы и абсолютно субъективно настроенные люди, которые никогда ни по какому самому доброму делу, связанному с руководством республики, не скажут доброго слова.

Учитывая эти и другие трудности, мы последовательно пересмотрели экономическую и инвестиционную политику, во многом изменили идеологию и философию власти. И очень важно, что эти изменения находят общественную поддержку в республике.

Думаю, всем надо хорошо понимать, что такие сложные процессы как усиление контроля общества над институтами власти, переход от клановой к цивилизованной рыночной экономике, от беззакония и коррупции к законности и порядку не могут проходить без противоречий, жесткой борьбы, без поиска каких-то компромиссов. И, конечно, никакая власть не застрахована от ошибок.

И как гражданин президенту я бы сказал: надо еще решительнее идти избранным путем, опираясь на все здоровые политические силы Дагестана, подробнее разъяснять народу смысл преобразований. С теми же, кто ничего позитивного не хочет видеть и занят словоблудием, лучше придерживаться пушкинского совета - "не оспоривай глупца".


Новости
RSS
Республика Дагестан
Махачкала
География и климат
Экономика
История
Культура
Крупные города
Органы власти
Обратная связь
Каталог компаний







Яндекс.Погода


.