Министр здравоохранения Дагестана Ильяс Мамаев: "усилия, направленные на улучшение функционирования отрасли на фе...

2008-03-05
В последние два года здравоохранение вступило в новый период своего развития, который характеризуется значительным повышением его приоритетности в ряду других отраслей.

Конкретным практическим подтверждением этого служат принятие национального проекта Здоровье, которое стало возможным только в условиях определенного улучшения в экономической сфере и достижения финансовой стабильности в стране за последний период. О том, что изменилось в системе здравоохранения Дагестана, рассказал в интервью корреспонденту информагентства Дагестан министр здравоохранения республики Ильяс Мамаев.

Ильяс Ахмедович, как за последедние два года изменилась ситуация в системе здравоохранения Республики Дагестан? Изменились ли приоритеты с введением нацпроекта Здоровье?

Проект предусматривает ряд мер, направленных на системную модернизацию здравоохранения, укрепление его материально-технической базы, усиление профилактической направленности и повышение качества медицинской помощи.

Намечено существенное улучшение организации и материальной базы первичной медико-санитарной помощи, создаются условия удовлетворения потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи.

Ключевым направлением приоритетного национального проекта Здоровье было укрепление и дальнейшее развитие первичной медицинской помощи. Ибо, основные потери в общественном здоровье населения республики были связаны именно с организацией и качеством амбулаторно-поликлинической помощи и, прежде всего, ее первичного звена - участковой службы.

Ведущее место в эффективности проводимой работы зависит от материальной базы учреждения. Заметное развитие и техническое оснащение в отчетном году получила материальная база лечебных учреждений.

Значительно расширяется финансирование отрасли за счет выделения дополнительных ассигнований на развитие отдельных направлений деятельности. Большие финансовые средства в рамках национального проекта Здоровье направлены на проведение дополнительной иммунизации, на диспансеризацию населения, охрану здоровья матери и ребенка, на укрепление первичной медико-санитарной помощи, на улучшение оснащения муниципальных учреждении здравоохранения и служб скорой помощи и на другие цели.

Усилия, направленные на улучшение функционирования отрасли на федеральном уровне, дали свои положительные результаты.

В 2007году существенно повысилась заработная плата у 28% медицинских работников отрасли, укрепилась материально-техническая база первичного амбулаторно-поликлинического звена, улучшилась укомплектованность его кадрами, снизился коэффициент совместительства у участковых врачей.

Так же за прошлый год получены из Федерального Фонда ОМС субвенции для выплат участковым врачам и средним медицинским работникам в размере 321,1 миллион рублей. С учетом указанных выплат по сравнению с 2005 годом повысилась заработная плата врачам участковой сети 4,3 раза, работающим с ними средним медицинским работникам в 3,4 раза. С учетом дополнительных выплат средняя месячная заработная плата участковых врачей составила 15407 рублей, средних медицинских работников 9158 рублей.

Введение родовых сертификатов позволило значительно укрепить материальную базу родовспомогательных учреждений, укомплектовать необходимым реанимационным оборудованием, дорогостоящими медикаментами.

По родовым сертификатам в 2007 году получено 403 миллиона рублей, 39,7% направлено на повышение заработной платы специалистов, более 60% на оборудование и медикаменты, что позволило поднять уровень заработной платы специалистам учреждений родовспоможения на 85-90%, повысить качество оказания медицинской помощи беременным и роженицам, улучшить качество здоровья детей.

На осуществление денежным выплат работникам скорой медицинской помощи и фельдшерско-акушерских пунктов выделены из федерального бюджета и перечислены учреждениям здравоохранения республики средства в сумме 147,1 миллионов рублей.

Средняя заработная плата врачей скорой помощи в среднем составила 13640 рублей, средних медицинских работников - 8599 рубля (по сравнению с 2005 годом заработная плата работников скорой помощи выросла в 1,9 раза). Но оперативным данным средняя заработная плата фельдшеров и медсестер фельдшерско-акушерских пунктов составила 7780 рублей (выросла по сравнению с 2005 годом, в 2,3 раза). В среднем по республике заработная плата работников здравоохранения выросла на 847 рублей и составила 5639 рублей.

За этот период удалось повысить уровень квалификации 458 участковых врачей, 837 средних медицинских работников, работающих с участковыми врачами. 95 врачей скорой медицинской помощи, 196 фельдшеров скорой медицинской помощи, 411 работников фельдшерско-акушерских пунктов, в том числе 305 - заведующих ФАП и 106 акушерок ФАП, которые и первую очередь прошли переподготовку. Плановый показатель повышения квалификации выполнен на 124,7%,

В рамках национального проекта значительно укреплена материальная база первичного звена здравоохранения.

За два года в республику поставлено 1136 единиц диагностического оборудования. Это 197 единиц рентгеноборудования, 125-УЗИ аппаратов, 238 -ЭКГ аппаратов, 263 комплекта лабораторного оборудований, 222 единицы эндоскопического оборудования, 41 единица эхографического оборудования на сумму 811 миллионов рублей и 370 единиц санитарного автотранспорта на 204,0 миллиона рублей.

Поставка такого количества оборудования и повышение профессионального уровня специалистов является большим подспорьем в развитии здравоохранения республики, позволяет значительно повысить объемы, качество и доступность оказываемой медицинской помощи населению.

Значительно вырос охват населения ультразвуковой диагностикой, ЭКГ, лабораторной диагностикой, маммографией, внедрены новые методики УЗМ исследований.

Проводимая дополнительная диспансеризация населения позволила уже сегодня говорить об улучшении показателей здоровья населения нашей республики за счет выявления заболеваний на ранних стадиях. Смертность населения снизилась в 2007году с 5,8 в 2006 до 5,6. Показатель первичного выхода на инвалидность на 10 тысяч населения снизился с 100,6 в 2006 году до 89,5. Детей с 56,0 до 46,0.

Бесплатная вакцинация населения против тяжелых, инфекционных заболеваний позволяет снизить инфекционною заболеваемость такими заболеваниями как вирусный гепатит В, полиомиелит, краснуха, грипп, показатели заболеваемости которых стабильно снижаются.

Массовое обследование новорожденных на наследственные заболевания позволяет добиться своевременной диагностики и оздоровления детей.

Профилактика ВИЧ-инфекции занимает особое место, ибо их число ежегодно растет. Поступающие в республику тест-системы позволяют увеличить охват населения обследованием на ВИЧ инфекцию для своевременных профилактических мер.

Расширился объем оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи. Республике было выделено 1459 квот, фактически направлено в Федеральные специализированные лечебные учреждения для получения высокотехнологичных видов медицинской помощи 2058 человек.

Ильяс Ахмедович, уже проанализированы результаты диспансеризации населения республики?

Ключевым мероприятием приоритетного национального проекта явилась дополнительная диспансеризация работающих, которая направлена на раннее выявление и эффективное лечение социально значимых заболеваний, являющихся основной причиной смертности и инвалидности трудоспособного населения.

В соответствии с планом подлежало дополнительной диспансеризации 137087 граждан, работающих в муниципальных и государственных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты. Прошли диспансеризацию 136958 человек (99.9%).

Из прошедших диспансеризацию число практически здоровых лиц составило 14,6%, с факторами риска выявлено 13,4%. А также 65,4% это больные, нуждающиеся в наблюдении и лечении в амбулаторных условиях, 5,8% - в стационарных условиях, а в высоких технологиях нуждаются 0,3% из числа осмотренных.

В результате проведенной диспансеризации изменился показатель заболеваемости работающих в бюджетной сфере, прошедших диспансеризацию 2006-2007 годах.

В минувшем году показатель заболеваемости снизился на 25,6% по сравнению с 2006 годом, в том числе заболеваемость по туберкулезу снизилась на 16,6%, злокачественными новообразованиями на 47,9%, сахарным диабетом на 33%, болезнями системы кровообращения на 27,3%.

Дополнительной диспансеризацией охвачено 4,3 тысяч работников занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами и 29,8 тысяч неработающих пенсионеров.

Известно, что фельдшерско-акушерские пункты ряда районов работают без лицензии. В каких районах ФАПы работают без лицензии? Причина отсутствия лицензии у всех одна или у каждого ФАПа свои проблемы?

Да, с лицензированием фельдшерско-акушерских пунктов сложилось критическое положение. В 2007 году из 1076 ФАПов прошли лицензирование 141 фельдшерско-акушерский пункт 9 из 42 районов.

Только четыре территории - Хасавюртовский, Карабудахкентский, Кумторкалинский и Табасаранский районы обеспечили получение лицензии всеми ФАПами. В Унцукульском районе из 14 получили 11 ФАПов, в Кизлярском - из 63 получили 14, в Новолакском из 13 получили 7, в Тляратинском из 58 получили 15.

Неудовлетворительное положение с лицензированием ФАПов складывается в виду того, что часть их расположена в неприспособленных, арендуемых помещениях 25,6% (273 ФАПа), около 70% общего количества ФАПов требуют ремонта.

Для подготовки пакета документов к лицензированию необходимо проведение ряда мероприятий: проведение экспертизы на соответствие гигиеническим нормам и правилам, проведение метрологического контроля, мероприятия в БТИ на помещения, занимаемые ФАПами, отчуждение земельного участка под фельдшерско-акушерские пункты.

Без указанного пакета документов материалы надзорными органами не рассматриваются, Для подготовки указанных документов необходимы финансовые средства. Учитывая, что ФАПы. находится в муниципальной собственности, соответственно финансовое обеспечение, укрепление их материально-технической, оснащение оборудованием, подготовка и переподготовка кадрового потенциала напрямую зависит от руководителей муниципальных образований и глав администраций. Однако этому разделу работы внимание уделяется слабо.

Серьезная проблема с лицензированием ФАПов возникла на территориях, расположенных на землях отгонного животноводства. Расположение их в неприспособленных помещениях не позволяет создать условия, необходимые для осуществления лицензирования.

Какие меры будут приняты относительно этих медицинских учреждений?

При отсутствии лицензии могут быть приостановлены дополнительные выплаты средним медицинским работникам ФАПов, которые они получают по приоритетному Национальному проекту Здоровье и демографическая политика. Приняты санкции по прекращению финансирования ФАПов из бюджета.

Российские педиатры обеспокоены реформой здравоохранения разработанной в недрах правительства. Оказалось, что, если реформа будет принята, россияне лишатся навсегда детских поликлиник, женских консультаций. Всех будет бесплатно лечить врач общего профиля - терапевт. Как в Дагестане будет реализовываться эта реформа?

Вопрос о ликвидации детских поликлиник и женских консультаций поднимался на уровне общественности в 2006 году, но он не имел продолжения. Правительством РД подобная реформа не была проведена. Более того, Минздравсоцразвития Российской Федерации в январе-феврале 2007 году издал приказы о порядке организации деятельности и новой структуры детской поликлиники, в связи с обслуживанием детей подросткового возраста до 18 лет.

Введены паспорта педиатрических участков, позволяющие обеспечить качественное динамическое профилактическое наблюдение за каждым ребенком, за каждой семьей. Широко принят вопрос о медико-социальной помощи детям.

Не коснулись реорганизации и женские консультации. Обслуживание женщин и детей врачами общего профиля предусмотрено в основном в сельской местности, где нет врачей-педиатров и акушеров-гинекологов. По национальному проекту в сфере здравоохранения идет усиление этих первичных звеньев здравоохранения. Система Родовой сертификат предусматривает дополнительную выплату средств специалистам, обеспечивающим наблюдение за женщинами и детьми 1-го года жизни, что направлено на сохранение и укрепление здоровья матери и ребенка.

Насколько успешно прошло в республике внедрение родовых сертификатов? Были какие-то проблемы или сбои в системе? Сколько па сегодняшний день выдано сертификатов?

Важнейшей составляющей Национального проекта в сфере здравоохранения является Программа Родовой сертификат. Конечной целью введения родового сертификата является сохранение, и укрепление здоровья матери и ребенка.

За 2 года работы по национальному проекту Здоровье на направление Родовые сертификаты - получено всего средств 675 миллионов рублей. В 2006году - 272 миллиона 417 тысяч рублей. В 2007году - 402 миллиона 583 тысяч рублей.

Израсходовано на приобретение оборудования и медикаментов в 2006году - 110 миллионов рублей, в 2007году - 159 миллионов 670 тысяч рублей.

Всего за 2007 год выдано родовых сертификатов - 87141; талонов N1 - 44248, талонов N 2 - 42893, а в 2006году талонов N1 выдано 41000, а талонов N 2 - 38120.

В результате реализации программы удалось добиться:

повышения раннего взятия на учет беременных с 87, 3% в 2006 году до 88,394 в 2007году, увеличения кратности посещения ж/к беременными женщинами, которая составила 12, в 2006году - 10 при норме 10.

Снизился показатель заболеваемости анемией с 73% - 2004года до 63,1% в 2007году показатель осложнений в послеродовом периоде с 77% до 71 %. Охват беременных УЗ исследованием составил 93%, в 2006году 88%.

В прошлом году в программу Родовой сертификат были включены талоны 3,1- 3,2 реализация, которых призвана обеспечить максимальную доступность и качество услуг детям первого года жизни при проведении диспансерного наблюдения врачами специалистами. По талонам 3,1 и 3,2 выплачено 9,8 миллионов рублей.


Новости
RSS
Республика Дагестан
Махачкала
География и климат
Экономика
История
Культура
Крупные города
Органы власти
Обратная связь
Каталог компаний







Яндекс.Погода


.